19.08.2021
Как ребёнок усваивает речь?
Ещё совсем недавно Ваш малыш лепетал что-то на своём, детском, языке, а сегодня он уже рассказать об увиденном и услышанном в детском саду. Волшебное превращение, не правда ли? На самом деле в развитии речи всех без исключения детей на планете есть определённые правила, по которым они умудряются освоить речь за такое короткое время. Закономерности усвоения языка:
1. Ребёнок усваивает язык активно. Компоненты языка усваиваются ребёнком постепенно в ходе речевого общения на основе предметных действий и деятельности. Если ребёнок лишён человеческого общения, предоставлен сам себе или технике, речь будет развита чрезвычайно плохо! Для нормального развития ей необходима постоянная стимуляция: разговоры со взрослыми, игры со сверстниками, разнообразная деятельность малыша.
2. Ребёнок усваивает язык в значительной мере самостоятельно, отсюда такое явление, как словотворчество. Не стоит беспокоиться, если ребёнок в возрасте от 2 до 5 лет придумывает несуществующие слова, например «намакаронился», т.е. объелся макарон, или «ползук» от слов ползает и жук. Так малыш упражняется в словообразовании и словоизменении, что необходимо для развития речи. Подробнее о словотворчестве Вы можете прочитать в книге К.И. Чуковского «От 2 до 5».
3. Явление генерализации. Ребёнок распространяет одни правила на все случаи использования единиц языка. Это приводит к появлению таких забавных словоформ, как человеки вместо люди, много стулов вместо стульев, коровёнок вместо телёнок и т.д. Задача взрослого и специалистов – научить малыша всем исключениям из правил, которыми так богат русский язык.
4. Письменная речь усваивается гораздо позже, строится на базе устной речи и требует специального обучения. Не стоит торопиться с обучением ребёнка письму и чтению, так как несформированность устной речи может сыграть в будущем злую шутку, приведя к нарушениям письма и чтения: дисграфии и дислексии.
Кудымова Наталья Александровна,
педагог-логопед