программа АКВАРЕЛЬКА (1)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №25»

Принята на заседании
педагогического совета
от «___» _____________ 2025г.
Протокол № ________________

Утверждаю:
заведующий МАДОУ
«Детский сад №25»
__________ Садыкова М.В.
« ____ » __________ 2025 г.

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
«Акварелька»

Возраст обучающихся: 5-8 лет
Срок реализации: 1 год

г. Верхотурье
2025
2

Пояснительная записка
Программа «Акварелька» составлена с учетом основных принципов, требований к
организации

и

содержанию

различных

видов

художественной

деятельности

в

дополнительном образовании.
Программа имеет художественную направленность. В ходе ее освоения
обучающиеся знакомятся с различными техниками рисования, которые, сохраняя вековые
традиции. Данная программа, позволяет решать не только собственно обучающие задачи,
но и создает условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе,
доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей,
способность работать в группе и проявлять лидерские качества, создает условия для
достижения успехов в соответствии с собственными способностями.
В концепции Федеральной программы развития образования подчеркивается, что
основной

целью

дополнительного

образования

является

создание

механизмов,

обеспечивающих устойчивое развитие системы дополнительного образования детей в
интересах формирования духовно богатой, физически здоровой, социально активной
личности ребенка. Разностороннее развитие личности, как цель и задача педагогического
процесса, достигается в условиях творческо–исследовательской среды разных видов
изобразительной деятельности.
Актуальность программы.
В настоящее время современное российское общество испытывает потребность в
возрождении и широком приобщении детей к традициям национальной и мировой
художественной культуры. Обращение к духовному опыту человечества, а также к
национальной художественной культуре способствует нравственно – эстетическому
воспитанию детей. Формирование художественной и эстетической культуры ребенка –
актуальнейшая задача сегодняшнего дня.
Родители и законные представители детей заинтересованы в организации
продуктивного, содержательного досуга и художественном развитии подрастающего
поколения на основе выполнения творческих работ по различным видам искусства.
Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества,
дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание
создавать нечто новое своими силами.
Программа «Акварелька» создана на основе развития традиций российского
художественного

образования,

внедрения

современных

инновационных

методов,

возрастных особенностей детей и на основе современного понимания требований к
результатам обучения.
3

Педагогическая

задача

–

разбудить

в

каждом

ребёнке

стремление

к

художественному самовыражению и творчеству, добиться того, чтобы работа вызывала
чувство радости и удовлетворения.
Программа модифицированная, интегрированная, составлена в соответствии с
требованиями программ, рекомендованных Министерством образования и науки РФ.
Отличительные особенности программы, новизна.
Отличительные особенности программы
По степени авторства – модифицированная.
По форме организации содержания и процесса педагогической деятельности –
интегрированная.
Программа имеет следующие отличительные особенности:
- предполагает разные уровни освоения, исходя из диагностики и стартовых
возможностей каждого участника программы;
- разноуровневый принцип освоения программы помогает реализовать право
каждого ребенка на овладение основными компетенциями, знаниями и умениями в
индивидуальном темпе, объеме и сложности;
- в рамках программы предусмотрены различные виды творческой деятельности;
- обеспечение доступности художественного образования играет решающую роль в
обучение по программе: ее могут успешно осваивать дети с различным уровнем
художественных данных, достигая положительных результатов;
Реализация программы предусматривает:
- организацию творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих
мероприятий в учреждении или за его пределами (выставки, конкурсы, фестивали, мастерклассы, акции, творческие встречи и др.);
- организацию посещения обучающимися экскурсий, выставок, мероприятий в
музеях и учреждениях культуры;
- организацию творческой и культурно-просветительной деятельности совместно с
другими детскими учреждениями: школа искусств, школами района;
-

организацию

самостоятельной

работы

обучающихся

при

поддержке

педагогических работников и родителей (законных представителей).
Программа «Аварелька» предполагает сотворчество педагога и детей;
диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение
традиций художественной культуры. Разноуровневость программы позволяет осуществлять
дифференцированный комплексный подход в обучении и развитии ребенка. Разнообразие
4

тематики разделов программы способствует формированию эстетической культуры,
созданию комфортных условий развития личности, способствующих ее социальному и
профессиональному становлению.
При работе над содержанием программы использовались материалы программы по
дополнительному образованию: «Смотрю на мир глазами художника» (автор Коротеева
Е.И., Москва «Просвещение», 2011г.). Личный опыт педагога.
Адресат программы
Программа «Акварелька» рассчитана на широкий возрастной спектр обучающихся:
принимаются все желающие дети с 5 до 8 лет, разной степени одаренности, в том числе
дети с ограниченными возможностями здоровья. Зачисление для обучения по программе,
происходит

на

основании

заявления

родителей

(законных

представителей)

несовершеннолетних обучающихся, при наличии вакантных мест.
Занятия по программе проводятся в группах обучающихся число детей,
одновременно находящихся в каждой группе от 5 до 12 человек. Занятия могут посещать
как девочки, так и мальчики.
Краткая характеристика обучающихся по программе.
Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических,
физических особенностей детей дошкольного возраста.
В возрасте 5 - 8 лет дети одновременно и свободны, и не уверены в себе.
Необходимо учитывать это и предлагать им разные по сложности и характеру упражнения,
задания, педагогические эскизы, образцы. Наглядно-образное мышление опирается на
восприятие или представление, поэтому для занятий изобразительной деятельностью 1 года
обучения оптимальными являются демонстрационные, иллюстративные методы.
Рисование для детей 5-8 лет является одним из важнейших средств познания мира и
эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и
творческой

деятельностью.

наблюдательность

и

В

процессе

эстетическое

рисования

восприятие,

у

детей

сенсомоторная

совершенствуется
деятельность

рук,

художественный вкус и творческие способности, что необходимо для успешного обучения
в школе. Дошкольники отличаются ярко выраженной эмоциональностью восприятия
действительности и окружающего мира в целом. В продуктивной деятельности дети могут
целенаправленно следовать к своей цели, способны изображать все, что вызывает у них
интерес, проявляют инициативу, самостоятельность.
Для формирования устойчивого интереса обучающихся к занятиям изобразительным
искусством всех возрастных групп необходимо:
5

1) знакомство с подлинниками изобразительного и прикладного искусства, которое
повышает интерес к творческой работе – посещение выставок, музеи, картинные галереи.
Живое искусство: местные памятники архитектуры, реальный процесс работы художника
над картиной, творческой работой – посещение мастер-классов.
2) чередование различных видов изобразительной деятельности (аппликация, графика,
живопись, декоративное творчество) в зависимости от типа занятия (рисование с натуры,
по памяти и представлению, пленэр, декоративное рисование, конструирование,
тематическая беседа, интегрированные уроки с включением музыкального, литературного,
зрительного ряда, игры на развитие внимания, зрительной памяти) способствуют развитию
интереса к художественно-творческой деятельности;
3) использование различных по свойствам материалов и изобразительных техник обогащает
зрительную и образную память, развивает творческое воображение (тема может быть одна,
а исполнение в зависимости от материала – разным) – полихудожественный подход
заключается в том, что одна тема разрабатывается в различных по свойствам материалах, у
детей обогащаются представления об окружающем мире, возникает интерес к творчеству;
4) современные технические средства обучения способствуют активизации интереса к
художественно-творческой

деятельности:

презентации,

самостоятельные

посещения

обучающимися онлайн выставок, музеев. Используя экран, можно совершать путешествия
по разным странам и знакомить детей с мировыми шедеврами архитектуры, скульптуры,
изобразительного и декоративного искусства.
5) выставки и конкурсы творческих работ, обучающихся (учрежденческие, районные,
городские,

областные,

региональные,

федеральные)

могут

быть

тематическими,

приурочены к празднику, событию, являются одним из действенных стимулирующих
средств поддержания интереса к занятиям изобразительного искусства.
К возрастной особенности внимания относится и его сравнительно небольшая
устойчивость, поэтому во время занятий проводятся небольшие паузы (физкультминутки)
для отдыха. С этой целью программой предусмотрен цикл физкультминуток и
релаксирующих пауз.
Программа поможет плодотворно и творчески организовать занятия с детьми и
может быть применена в учреждениях дополнительного образования.
Таблица наполняемости групп и возраста обучающихся

6

Год обучения

Возраст

Наполняемость

Наполняемость

обучающихся

групп минимальная

групп максимальная

( человек)

( человек)

5

12

5-8 лет

1

Режим занятий
Занятия учебных групп проводятся:
Продолжительность одного академического часа для детей
от 5 лет до 6 лет – 25 минут,
для детей от 6 лет до 8 лет – 30 минут.
Физкультминутки во время занятий-1-3 минуты.
Общее количество часов в неделю – 2 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу.
Объем
Объем программы – 144 часа.
Программа рассчитана на 1 год обучения:
1 год обучения – 144 часа.
Срок освоения
Уровень программы
Программа одного года обучения имеет стартовый уровень. Стартовый уровень
предполагает обеспечение обучающихся общедоступными и универсальными формами
организации учебного материала,

небольшую сложность предполагаемых заданий,

приобретение начальных знаний, умений и навыков в области различных видов рисования.
На стартовом уровне каждый участник творческого объединения выполняет свое
творческое задание. Дифференциация происходит в соответствии с интеллектуальными,
физическими

и

художественными

возможностями

обучающегося

по

нескольким

параметрам:
- выбор художественного произведения;
- инструменты и материалы;
- художественная и техническая сложность исполняемого творческого задания.
Срок реализации по программе «Акварелька» - один год.
7

Особенности организации образовательного процесса
Форма реализации образовательной программы: программа построена на
модульном принципе представления содержания и построения

учебного плана,

включающая в себя относительно самостоятельные дидактические единицы модули,
позволяющие

увеличить

гибкость

программы,

вариативность,

формирующие

определенную компетенцию, группу компетенций в ходе ее освоения. Программа
«Акварелька» рассчитана на 1 год обучения. Срок освоения программы – 1 год.

Уровень сложности
Уровень программы
Программа одного года обучения имеет стартовый уровень. Стартовый уровень
предполагает обеспечение обучающихся общедоступными и универсальными формами
организации учебного материала,

небольшую сложность предполагаемых заданий,

приобретение начальных знаний, умений и навыков в области различных видов рисования.
На стартовом уровне каждый участник творческого объединения выполняет свое
творческое задание. Дифференциация происходит в соответствии с интеллектуальными,
физическими

и

художественными

возможностями

обучающегося

по

нескольким

параметрам:
- выбор художественного произведения;
- инструменты и материалы;
- художественная и техническая сложность исполняемого творческого задания.
Программа является разноуровневой в соответствии со следующими признаками:
- программа предусматривает один уровень сложности: стартовый.
Стартовый уровень предполагает обеспечение обучающихся общедоступными и
универсальными формами организации учебного материала. На стартовом уровне у детей
идет развитие элементарной грамотности, посредством освоения заложенного в программе
объема знаний. Обучающиеся приобретают начальные умения и навыки, используя
иллюстрационно-наглядный материал, педагогические образцы и эскизы.
Расширение и углубление содержания по основам изобразительной деятельности в
данной программе позволяет детям первого года обучения освоить общекультурный
ознакомительный, стартовый уровень.

8

Программа предусматривает применение различных форм диагностики и контроля,
направленных на выявление мотивации, готовности, способностей, возможностей,
обучающихся к освоению программы.
Перечень форм обучения
Программой предусмотрены групповая, фронтальная, индивидуально - групповая,
формы обучения.
Групповая. Ориентирует обучающихся на создание «творческих пар», которые
выполняют более сложные работы. Данная форма позволяет ощутить помощь со стороны
друг друга, учитывает возможности каждого, ориентирована на скорость и качество
работы.

При

совместной

деятельности

у

детей

формируются

положительные

взаимоотношения, умение сотрудничать, понимать и ценить художественное творчество
других, приобретается начальный опыт эстетического общения. Здесь оттачиваются и
совершенствуются уже конкретные профессиональные приемы, которые первоначально у
обучающихся получались быстрее и (или) качественнее.
Фронтальная. Предполагает подачу учебного материала всему коллективу
обучающихся детей через беседу или лекцию. Фронтальная форма способна создать
коллектив единомышленников, способных воспринимать информацию и работать
творчески вместе.
Индивидуально-групповая. Предполагает самостоятельную работу обучающихся,
оказание помощи и консультации каждому из них со стороны педагога. Это позволяет, не
уменьшая

активности

ребенка,

содействовать

выработке

стремления

и

навыков

самостоятельного творчества по принципу «не подражай, а твори». Индивидуальная форма
формирует и оттачивает личностные качества обучающегося, а именно: трудолюбие,
усидчивость, аккуратность, точность и четкость исполнения. Данная организационная
форма позволяет готовить обучающихся к участию в выставках и конкурсах.
Перечень видов занятий
В процессе реализации программы используются разнообразные виды организаций
занятий: практическое занятие, беседа, мастер-класс, экскурсия, открытое занятие,
викторина, итоговое занятие, занятие-игра, творческая мастерская.
Перечень форм подведения итогов
реализации общеразвивающей программы
Программа предусматривает различные формы подведения итогов: постоянно
действующая выставка в объединении, творческие конкурс, викторина, практическое
занятие, мастер-класс, творческая мастерская, отчетная выставка. Стартовый уровень
9

предполагает

участие

в

выставочной

деятельности

на

уровне

учреждения

и

Муниципальном уровне. На базовом уровне обучающиеся активно принимают участие в
конкурсах

различного

уровня:

муниципального,

областного,

регионального,

всероссийского. Итогом обучения на каждом из уровней программы является отчетная
выставка.
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель
Цель программы - создать условия для развития творческих способностей,
обучающихся на занятиях изобразительной деятельностью.
Задачи
обучающие:


способствовать

формированию

представлений

о

жанрах

изобразительного

искусства;


обучить

применению

различных

художественных

материалов

и

техник

изобразительной деятельности;


расширить художественный кругозор и приобрести опыт работы в различных видах
художественно-творческой деятельности;



способствовать формированию представлений о произведениях русского и мирового
искусства.

развивающие:


развитие у обучающихся чувственно-эмоциональных проявлений: внимания,
памяти, фантазии, воображения;



развитие умения творческого видения с позиции художника, т.е. умения сравнивать,
анализировать, выделять главное, обобщать;



развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное;



развитие точности глазомера, улучшение моторики, пластичности, гибкости рук;



развитие самостоятельности, уметь грамотно осуществлять учебные действия в
соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных
художественно-творческих задач.

воспитательные:


воспитывать чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;



воспитывать уважительное отношение к искусству разных стран и народов;
10



воспитывать чувство ответственности, терпения, воли, усидчивости, трудолюбия,
доброжелательности;



способствовать формированию навыков коллективной деятельности в процессе
совместной творческой работы в команде;



способствовать формированию умений обсуждать и анализировать собственную
художественную деятельность и работу товарищей.
1.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный план
Название
разделов (тем)

Общее количество часов
Стартовый уровень
1 год
всего
теория практик
а
32
6
26

Живопись

Формы промежуточной
(итоговой) аттестации

Выставка работ

Графика

28

6

22

Выставка работ

ДекоративноПрикладное
искусство
Художественное
конструирование
Выразительные
возможности в графике и
живописи
Вводное и итоговое занятие

28

6

22

Выставка работ

24

6

18

Выставка работ

28

6

22

Выставка работ

4

2

2

Собеседование. Диагностика.
Выставка работ

Итого:

144

32

112

Содержание общеразвивающей программы
Учебный план
Цель: создать условия для формирования и развития творческих способностей детей
в процессе изучения первичных основ изобразительной грамоты.
Задачи
обучающие:


обучать навыкам и умениям работы красками, графическими материалами, а
также навыкам создания аппликации, объемного моделирования из бумаги;



обучать изображать предметы по памяти и с натуры;
11



обучать различать цвета, оттенки и передавать их в рисунке, сравнивать цвета
окружающих предметов;



обучать сюжетному изображению, располагая объекты на листе в соответствии с
расположением их в жизни (ближе - дальше), передавая соотношение изображений
по величине (выше - ниже);



способствовать овладению навыками восприятия соответствующих возрасту
произведений искусства: книжных иллюстраций, картин, предметов декоративного
искусства;

развивающие:


развитие интереса к занятиям изобразительной деятельностью;



развитие наблюдательности и творческого воображения;



развитие коммуникативных способностей каждого обучающегося с учетом его
индивидуальности;



развитие самостоятельности, ответственности, аккуратности.

воспитательные:


воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к
людям;



воспитывать любовь и бережное отношение к природе, явлениям растительного и
животного мира; к предметному миру, созданному человеком, их формам и
украшениям;



формировать чувство эмоциональной отзывчивости на явления окружающего мира,
способности удивляться и радоваться его красоте.

Учебный (тематический) план. Общекультурный стартовый уровень.
Первый модуль «Основы изобразительной грамотности».
№
п/

Количество часов
Название раздела, темы

Всего

п
Вводное занятие «Изобразительное
искусство».
Знакомство
с
программой.
Правила
техники
безопасности

2

Тео

Практ

Формы аттестации/

рия

ика

контроля

2

Собеседование,
начальная
диагностика,
викторина.
12

Живопись

32

7

25

1.1 Свойства красок

4

1

3

1.2 Королева Кисточка и волшебные
превращения красок.
Пленэр «Любование растениями
осенью»
1.3 Праздник тёплых и холодных цветов

8

2

6

6

1

5

1.4 Серо-чёрный мир красок

4

1

3

1.5 Красочное настроение

10

2

8

28

6

6

2.1 Волшебная линия

6

2

4

2.2 Рисовать можно точками (штрих)

6

2

4

2.3 Рисовать можно пятном

6

2

4

2.4 Форма предмета

6

2

4

Декоративно-прикладное
искусство
3.1 Симметрия

28

5

9

4

1

3

3.2 Стилизация как основа декоративной
композиции
3.3 Декоративные узоры

4

1

3

8

2

6

3.4 Орнамент

4

2

2

3.5 Сказочная композиция

8

2

6

24

6

16

4.1 Обрывная аппликация

8

2

6

4.2 Объемная аппликация

8

2

6

4.3 Многослойная аппликация

8

2

6

28

8

20

4

2

2

4

1

3

8

2

6

1.

2.

Графика

3.

4.

Художественное конструирование

Выразительные возможности
графике и живописи
5.1 Техника «Цветные карандаши»
5.

в

5.2 Техника
«Гелевые
ручки»,
«Фломастеры»
5.3 Техника «Восковые мелки и гуашь»

Устный
контроль
знаний
(опрос),
практический
контроль - готовая
работа, взаимоанализ
работ.

Устный
контроль
знаний
(опрос),
практический
контроль - готовая
работа, взаимоанализ
работ.

Устный
контроль
знаний
(опрос),
практический
контроль - готовая
работа, взаимоанализ
работ.

Устный
контроль
знаний
(опрос),
практический
контроль - готовая
работа, взаимоанализ
работ.

Устный
контроль
знаний
(опрос),
практический
контроль - готовая
13

5.4 Техника
«Восковые
мелки
акварель»
5.5 Техника «Сухая пастель, уголь»

и

Красота вокруг нас!

Итого:

8

2

6

4

1

3

2

1

1

32

112

144

работа, взаимоанализ
работ.
Собеседование,
итоговая диагностика,
выставка.

Содержание учебного (тематического) плана
Общекультурный стартовый уровень.
Первый модуль «Основы изобразительной грамотности».
Введение в программу 2 час.
Знакомство с программой. Особенности первого года обучения.
Теория: Цель и задачи программы. Знакомство с учебным планом первого года
обучения. Основные формы работы. Знакомство детей друг с другом.
Правила техники безопасности в творческом объединении
Теория: Техника безопасности в творческом объединении. Организация рабочего
места. Знакомство с художественными материалами и оборудованием. Собеседование.
Раздел 1. Живопись 32 час.
Тема 1.1. Свойства красок 4 часа.
Теория: Особенности гуаши: плотность, густая консистенция, возможность
использования для перекрытия одного слоя краски другим, легкость смешивания,
возможность

получения

разнообразных

спецэффектов.

Особенности

акварели:

прозрачность «нежность». Знакомство с различными приемами работы акварелью.
Особенности рисования по сухой и влажной бумаге. Экспериментирование в работе с
акварелью (снятие краски губкой, использование соли).
Практика: Выполнение заданий: «Разноцветная палитра», «Радуга- дуга».
Тема 1.2. Королева Кисточка и волшебные превращения красок 8 часов.
Теория: Знакомство с историей возникновения кисти. Различные типы кистей:
жёсткие и мягкие, круглые и плоские, большие и маленькие. Правила работы и уход за
кистями. Понятие различных видов мазков, полученных при разном нажиме на кисть:
«штрих-дождик», «звёздочка», «кирпичик», «волна». Главные краски на службе у
Королевы Кисточки (красная, синяя, жёлтая), секрет их волшебства. Способы получения
составных цветов путем смешивания основных цветов красок.
14

Практика: выполнение рисунка «Осеннее дерево» разными приемами.
Выход на пленэр «Любование осенними растениями». Рассматривание растений,
цветов. Определение пропорционального отношения цветка, стебля, листьев. Рисование с
натуры карандашом с последующей доработкой акварелью, гуашью в кабинете ИЗО.
Тема 1.3. Праздник тёплых и холодных цветов 6 часов.
Теория: Знакомство с богатой красочной палитрой на примере природных явлений
(гроза, вода, огонь, извержение вулкана). Деление цветов на тёплые и холодные.
Особенности тёплых цветов (ощущение тепла, согревания). Особенности холодных цветов
(чувство прохлады). Взаимодополнения тёплых и холодных цветов.
Практика: Выполнение

упражнений на зрительную и ассоциативную память

«Холод – тепло»
Тема 1.4. Серо-чёрный мир красок 4 час.
Теория: Ахроматические цвета (цвета бесцветные, различающиеся по светлоте).
Богатство оттенков серого цвета. «Волшебные» возможности ахроматической палитры и
деление цветов от светло-серого до чёрного. Понятие возможной перспективы при
использовании ахроматических цветов (дальше – светлее, ближе – темнее).
Практика: Выполнение рисунка на тему: «Ночной пейзаж».
Тема 1.5. Красочное настроение 10 часов.
Теория: Деления цветов на насыщенные (яркие) и малонасыщенные (блеклые).
Насыщенность как степень отличия цвета от серого. Приёмы постепенного
добавления в яркий цвет белой или чёрной краски. Блеклые красочные сочетания.
Изменения «настроения цвета» при добавлении белой краски. Цветовые ощущения в
результате добавления белой краски (нежность, лёгкость, воздушность). Цветовые
ощущения при добавлении чёрной краски цвета (тяжесть, тревожность, загадочность).
Практика: Выполнение рисунков на тему: «Волшебный цветок», «Дремучий лес».
Раздел 2. Графика. 28 часов.
Тема 2.1. Волшебная линия 6 часов.
Теория: Графика. Основные содержательные линии. Рисунок. Материалы для
рисунка. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженных
средствами рисунка. Линия, штрих, пятно и художественный образ.
Практика: Выполнение рисунка на тему: «Фантазия из линий».
Тема 2.2. Рисовать можно точками 6 часов.
Теория: Точка – «подружка» линии. Способы получения точки на бумаги: лёгкое
касание карандаша, касание другого рисующего предмета. «Характер точек»: жирные и
тонкие, большие и маленькие, круглые и сложной формы. Техника пуантелизма (создание
15

изображения при помощи одних лишь точек). Особенности работы в технике пуантелизма с
использованием разнообразных изобразительных материалов (маркеры, пастель, цветные
фломастеры и карандаши).
Практика: Выполнение рисунка точками.
Тема 2.3. Рисовать можно пятном 6 часов.
Теория: «Характер пятен». Зависимость пятен от их плотности, размера и
тональности. Техника создание пятна в рисунке. Изображение пятна разными способами:
наслоением штрихов друг на друга, нанесением на лист бумаги множества точек, сеточек
или других элементов. Пятно в технике заливки краской с дорисовкой цветными
карандашами, мелками.
Практика: Выполнение рисунка пятном.
Тема 2.4. Форма предмета 6 часов.
Теория: Понимание формы предмета. Знакомство с различными видами форм
(геометрическими, природными, фантазийными), способы их изображения на бумаге.
Формы и ассоциации. Задания-игры: «Построй сказочный город», «Отгадай
фантастическое животное».
Практика: Изготовление аппликации из геометрических фигур.
Раздел 3. Декоративно-прикладное искусство. 28 часов.
Тема 3.1. Симметрия 4 часа.
Теория: Понятие симметрии и асимметрии на примерах природных форм.
Использование средней линии как вспомогательной при рисовании симметричной фигуры.
Использование сложенного листа бумаги в технике «монотипия» с дальнейшей
прорисовкой деталей, смешанная техника: восковые мелки и акварель. Симметрия в декоре
елочных украшений, новогодние игрушки, маски, ёлки, морозные узоры.
Практика: Выполнение рисунка в технике монотипия – симметрия.
Тема 3.2. Стилизация как основа декоративной композиции 4 часа.
Теория: Стилизация как упрощение и обобщение природных форм. Особенности
художественного видения мира детьми 6-8 лет: яркость восприятия, плоскостное
мышление, двухмерность изображения. Стилизация как способ детского рисования.
Практика: Выполнение рисунка на тему: «Символ Нового года».
Тема 3.3. Декоративные узоры 8 часов.
Теория: Узоры как средство украшения. Узоры, созданные природой (снежинки,
ледяные узоры на стекле). Узоры, придуманные художником. Выразительные возможности
и многообразие узоров.
16

Практика: Выполнение рисунков на тему: «Сказочные деревья», «Новогодние
персонажи».
Тема 3.4. Орнамент 4 часа.
Теория: Орнамент – повторение рисунка через определённый интервал. Тайна
ритма и создание с его помощью сложных узоров и орнамента. Чудесные ритмопревращения (растительные и геометрические орнаменты, орнамент народов России).
Практика: Выполнение заданий на тему: «Узор на шапке и шарфе», «Орнамент на
игрушке».
Тема 3.5. Сказочная композиция 8 часов.
Теория: Сказка – любимый жанр художников. Сказка, увиденная глазами
художника. Работа от эскиза («сказочной разминки») до композиции. Разнообразный
характер сказочных героев. Образ богатыря – защитника Отечества, доспехи.
Практика: Выполнение заданий на тему: «Чудо-богатыри», «Летучий корабль».
Раздел 4. Художественное конструирование. 24 часа.
Тема 4.1. Обрывная аппликация 8 часов.
Теория: Обрывная аппликация. Мозаика. Способы обрывания бумаги. Техника
безопасности при работе с клеем и ножницами.
Практика: Изготовление открытки в технике аппликация: «Открытка к празднику»
Тема 4.2. Объемная аппликация 8 часов.
Теория: Особенности объемной аппликации. Декоративная композиция. Пластичная
техника мятой бумаги. «Лепка» из мятой бумаги. Возможности мятой бумаги в удержании
формы. Техника безопасности при работе с клеем и ножницами.
Практика: Изготовление открытки в технике объемная аппликация: «Декоративный
букет».
Тема 4.3. Многослойная аппликация 8 часов.
Теория: Особенности многослойной аппликации. Техника безопасности при работе
с клеем и ножницами.
Практика: Выполнение многослойной аппликации на тему: «Волшебный лес»,
«Весенний пейзаж», «Матрешка».
Раздел 5. Выразительные возможности в графике и живописи. 28 часов.
Тема 5.1. Техника «Цветные карандаши» 4 часа.
Теория: Техника работы цветными карандашами. Выразительные возможности
цветных карандашей.

17

Практика: Выполнение рисунка цветными карандашами: «Русская красавица в
народном костюме», «Портрет мамы».
Тема 5.2. Техника «Гелевые ручки», «Фломастеры» 4 часа.
Теория: Знакомство с выразительными возможностями работы гелевой ручкой.
Создание разнообразных линий (изящных и тонких или резких и жёстких). Рисование
непрерывной линией и короткими мини-черточками (штрихами). Рисование различными
видами фломастеров (тонкими и широкими, цветными и монохромными).
Практика: Выполнение рисунков гелевыми ручками, фломастерами: «Птицы вестники весны», «Пейзаж».
Тема 5.3. Техника «Восковые мелки и черная гуашь» 8 часов.
Теория:

Знакомство

с

техникой

работы

восковыми

мелками

и

гуашь.

Экспериментирование с цветом (накладывание одного слоя на другой). Граттаж –
процарапывание по восковому фону рисунка, залитого черной гуашью.
Практика: Выполнение заданий: «Открытка ветерану», «Салют Победы».
Тема 5.4. Техника «Восковые мелки и акварель» 8 часов.
Теория. Знакомство с техникой работы цветными мелками и акварелью.
Выполнение мелками контура рисунка, поверх наносим акварель.
Практика: Выполнение зарисовок растений с натуры на пленэре «Любование
насекомыми и растениями весной». Рассматривание растений, бабочек и мотыльков.
Изучение конструкции насекомых, растений. Обмен впечатлений, зарисовки с натуры.
Выполнение заданий: «Бабочка», «Букет».
Тема 5.5. Техника «Сухая пастель, уголь» 4 часа.
Теория: Художественная возможность пастели, угля. Различные приемы работы:
растушевка пальцем, рисование боковинкой и кончиком. Рисование на шероховатой
тонированной бумаге: техника свободного, размашистого штриха с эффектом воздушности
(пастель) и бархатностью (уголь).
Практика: Выполнение заданий: «Букет в вазе», «Сказочный герой».
Красота вокруг нас. 2 ч
Теория. «Чему мы научились за год».
Практика: Итоговая диагностика. Просмотр учебных работ и творческих заданий
за учебный год. Выставка лучших работ, обсуждение. Подведение итогов.
1.4. Планируемые результаты
Планируемые
результаты
18

Стартовый уровень
(1 год обучения)
Предметные

Знать: - основные и дополнительные цвета;
- цветовую гамму красок (тёплые, холодные цвета);
- понятие симметрии; контрасты форм;
- свойства красок и графических материалов;
- азы воздушной перспективы (дальше, ближе);
- основные приёмы бумажной пластики (складывание и скручивание
бумаги);
Уметь: смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые
оттенки;
- правильно использовать художественные материалы в соответствии
со своим замыслом;
- грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и
недостатки;
- работать самостоятельно и в коллективе;
- использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни.

Метапредметны
е

Формирование
умений
целеполагания,
самостоятельной
организации и планирования при решении художественных творческих
задач, работы с информацией, контроля и оценки результатов
деятельности, владения навыками сотрудничества с обучающимися и
педагогом.
- умение использовать в творческой деятельности различные
художественные материалы и художественные техники;
- умение организовывать и содержать в порядке место занятий.

Личностные

Уважения к культурному наследию и истории родной страны, знание
основных морально – этических норм и способностей, руководствуясь
ими, оценивать собственные действия и действия других людей,
способность к сопереживанию и эмоциональному восприятию
художественных произведений;
- бережное отношение к природе, животным, растениям;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной
деятельности;
- умение рационально строить самостоятельную творческую
деятельность; умение обсуждать и анализировать собственную
художественную деятельность.

19

2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ,
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Календарный учебный график
Регламентирование образовательной деятельности на 2025-2026 учебный год
Набор детей на обучение в МАДОУ «Детский сад №25» осуществляется в один этап:
-основной набор с 15 августа по 31 августа 2025 года;
Прием в Учреждение осуществляется в течение всего учебного года при наличии
свободных мест в объединениях.
1. Продолжительность 2025–2026 учебного года в МАДОУ «Детский сад №25»:
Основные характеристики
образовательного процесса

График обучения
02.09.2025 г.

Начало учебного года
Продолжительность учебного года
Окончание учебного года

36 недель
22.05.2026г.
- 1-ое полугодие –
с 02.09.2025г. по 26.12.2025г.
- 2-ое полугодие –
с 12.01.2026г.по 22.05.2026г.

Деление на полугодия

Продолжительность 2025–2026 учебного года в МАДОУ «Детский сад №25» по
полугодиям:

I полугодие

Зимние
каникулы

Летние
каникулы

Всего
недель в
год

Период

Колво
неде
ль

Период

Кол-во
недель

С 12.01.2026
г. по
22.05.2026 г.

19

С 23.05.2026 г.
по 01.09.2026г.

36

II полугодие

Год
обучения
Период
С 02.09.
2025 г. по
1 год
обучения 26.12.2025
г.

Кол-во
недель

17

Период

С 29.12.2025
г. по
11.01.2026 г.

20

№п/п

Основные характеристики

1 год обучения

образовательного процесса
1

Количество учебных недель

36

2

Количество учебных дней

72

3

Количество часов в неделю

4

4

Количество часов год

144

2. Начало и окончание учебных занятий.
Начало учебных занятий:
Окончание учебных занятий
09.00ч.
16.30ч.
*Занятия по внеурочной деятельности проводятся по планам воспитательной работы.
3. Количество учебных недель в году
Продолжительность учебного года:
 36 учебных недель.
4. Нерабочие праздничные дни в 2025-2026 учебном году:
Нерабочие праздничные дни в 2025году:
 4 ноября - День народного единства.
Нерабочие праздничные дни в 2026 году:
 1-12 января - Новогодние каникулы;
 7 января - Рождество Христово;
 23 февраля - День защитника Отечества;
 8 марта - Международный женский день;
 1 мая - Праздник весны и труда;
 9 мая - День Победы;
5. Регламентирование образовательного процесса на неделю
Регулярно проводимые занятия в объединении (занятия, проводимые на протяжении
длительного периода в одни и те же дни недели и время, в установленных (закрепленных)
местах (кабинетах, залах) осуществляются на основании расписания занятий. Расписание
занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и
отдыха детей администрацией Учреждения с учетом возможностей учреждения, пожеланий
родителей (законных представителей), возрастных особенностей детей, установленных
санитарно-гигиенических норм и утверждается директором Учреждения.
Разовые занятия (занятия, проводимые вне недельных циклов) проводятся на
основании приказов по учреждению о их проведении с указанием места проведения, даты и
времени.
21

5.1. Продолжительность учебной недели:
 дошкольники в возрасте 5-8 лет, 1-2 раза в неделю;
5.2. Распределение образовательной недельной нагрузки в течение учебной недели по
одному направлению
 дошкольники- 2 занятия;
6. Регламентирование образовательного процесса на день
Занятия в объединении могут проводиться в период с 09.00 до 16.30 часов, согласно
утвержденного расписания.
7. Оценка контроля и уровня подготовки обучающихся:
Оценка контроля и уровня подготовки обучающихся проводится по результатам
промежуточной и итоговой аттестации. Порядок и периодичность промежуточной и
итоговой аттестации осуществляется на основании Положения.
8. Организация работы с педагогами:
При организации работы с педагогическим коллективом применяются формы:
педагогические советы, совещания при директоре, методические объединения, мастерклассы, экспертная деятельность, обобщение опыта, индивидуальная работа с педагогами:
консультирование, совместный анализ занятий, самообразование.
9.Организация работы с обучающимися:
При организации работы с обучающимися используются формы: занятия в
объединении, экскурсии, воспитательные мероприятия, участие в выездных мероприятиях:
конкурсах, фестивалях, состязаниях, проведение традиционных мероприятий. В т. ч. все
вышеуказанные формы работы с обучающимися с применением электронных форм
обучения.
10. Организация работы с родителями:
При организации работы с родителями используются формы: родительские собрания,
открытые занятия, дни открытых дверей, мастер-классы, беседы, концерты, совместные
мероприятия, анкетирования, социологические опросы.
11. Организация работы с детьми с ОВЗ:
Для детей с ОВЗ и инвалидностью реализуются адаптированные дополнительные
общеобразовательные общеразвивающие программы.
Обучающихся с ОВЗ и инвалидностью привлекаются к участию в воспитательных
мероприятиях, творческих конкурсах.
12. Дистанционные образовательные технологии применяются в периоды
дистанционного
обучения
по
всем
дополнительным
общеобразовательным
общеразвивающим программам. Периоды дистанционного обучения утверждаются
приказом Директора Учреждения.

22

Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Занятия проводятся в просторном помещении, соответствующем требованиям
техники безопасности, противопожарной безопасности, санитарным нормам.
Перечень оборудования, инструментов и материалов,
необходимых для реализации программы
В группе «ДОПОБРАЗОВАНИЕ» занимается объединение «Акварелька». Оформлен уголок
с информацией по объединению для обучающихся и родителей и по технике безопасности.
Оформлены

выставки: фотографий, творческих достижений (грамоты, дипломы),

творческих работ обучающихся и педагога.

Специализированная учебная мебель:
№ п/п

Наименование

Количество

1.

Стол педагога

1

2.

Стул мягкий для педагога

1

3.

Столы (парты)

7

4.

Стулья жесткие

12

5.

Стол высокий

1

6.

Стеллаж для папок

1

7.

Доска магнитная

1

Материалы и инструменты
в расчете на одного обучающегося:
Альбом для акварели – 10 листов размер А4
Бумага цветная – 1 набор
Картон белый – 1 набор
Картон цветной – 1 набор
Краски гуашевые– 1 набор
Краски акварельные– 1 набор
Карандаши грифельные -2 шт, твердый, мягкий
23

Карандаши цветные– 1 набор
Ручка гелевая черная-1 шт
Фломастеры– 1 набор
Кисти беличьи, синтетические -3-4 шт.
Кисти щетина (плоские) – 1-2
Емкость для воды –пластмассовая непроливайка -1 шт.
Палитра-1 шт.
Клей –ПВА -1шт.
Ножницы-1шт
Печатные пособия:
Альбомы по искусству
Методические пособия
Наглядные пособия
Таблицы, схемы
Кадровое обеспечение
Педагогические работники, реализующие данную программу, должны иметь
высшее профессиональное или среднее профессиональное образование в области,
соответствующей

профилю

профессиональными

программы.

знаниями,

но

и

Педагоги,

компетенциями

обладающие
в

организации

не

только

и

ведении

образовательной деятельности творческого объединения художественного направления,
имеющие практические навыки в сфере организации интерактивной деятельности детей,
без предъявления требований к стажу работы.
Методическое обеспечение
Раздел

Формы

Методы

Дидактичес

Технологи

Формы

программ

занятий

обучения

кий

я обучения

подведения

ы

материал

итогов

Вводное

Беседа,

Словесные: Иллюстраци

Технология Собеседование

занятие

викторина

рассказ,

и,

группового

, начальная

Викторина по
безопасности
для детей
технике
младшего
школьного
возраста

беседа.

специальная

обучения,

диагностика,

Наглядные: литература

технология

викторина

показ

по

коллективн

приемов

изобразител

ого
24

(infourok.ru)
Викторина
«Азбука
безопасности».
(multiurok.ru)
Живопись

изображен

ьному

взаимообуч

ия,

искусству,

ения,

художестве видео

технология

нной

записи,

исследоват

росписи,

планы-

ельской

Практическое

портретов

конспекты

деятельнос

Устный

занятие, беседа

художнико

занятий,

ти,

контроль

Презентация на

в,

методики

технология

знаний (опрос),

тему : Колорит.

изображен

начальной и

разноуровн

практический

теплая и

ий

итоговой

евого

контроль -

холодная гамма.

расписных

диагностики

обучения,

готовая работа.

(infourok.ru)

изделий,

.

игровые

Выставка

Конспект

просмотр и

технологии

работ, участие

занятия " серо -

анализ

,

в конкурсах.

черный мир

видеоматер

здоровьесб

красок " -

иалов.

ерегающая

дошкольное

Практическ

технология

образование,

ие:

.

уроки

художестве

(kopilkaurokov.r

нные

u)

дидактичес
кие игры,

Рисунок

Практическое

выполнени

Устный

занятие, беседа

е

контроль

Развитие

упражнени

знаний (опрос),

творческих

йс

практический

способностей

элементам

контроль –

детей на уроках

и росписей,

готовая работа,

графической

выполнени

взаимоанализ

композиции в

е эскизов и

работ,

детской

готовых

выставка

художественной

работ с

творческих

школе - изо,

применени

работ, участие

прочее

ем

в конкурсах
25

(kopilkaurokov.r

различных

u)

художестве

Декоративн Практическое

нных

Устный

о

занятие, беседа

материалов

контроль

-

Декоративно-

.

знаний (опрос),

прикладное прикладное

Проблемно

практический

искусство

искусство —

-

контроль -

Википедия

поисковые:

готовая работа,

(wikipedia.org)

выполнени

выставка

Основы

е

работ= участие

композиции при

творческих

в конкурсах.

создании

заданий,

предметов

импровиза

декоративно-

ция.

прикладного
искусства
(videouroki.net)
Конспект урока
и презентация
по теме
«Основы
композиции и
законы
восприятия
цвета при
создании
предметов
декоративноприкладного
искусства» 5
класс (ФГОС)
(infourok.ru)
Роспись по
стеклу для
26

начинающих
(zvetnoe.ru)
Самые
популярные
техники
росписи по
стеклу
витражными
красками | ART
LIFE Виктории
Латка (viktorialatka.com)
Актуальность
батика в
современном
обществе :) |
Журнал
Ярмарки
Мастеров
(livemaster.ru)
Витражи в
современном
дизайне |
Журнал
Ярмарки
Мастеров
(livemaster.ru)
Художеств

Практическое

Устный

енное

занятие, беседа

контроль

конструиро

Презентация

знаний (опрос),

вание

программы

практический

дополнительног

контроль -

о образования

готовая работа,

"Начальное

выставка
27

конструировани

творческих

е из бумаги"

работ, участие

(infourok.ru)

в конкурсах.

Выразител

Практическое

Устный

ьные

занятие, беседа

контроль

возможнос

Конспект и

знаний (опрос),

ти в

презентация к

практический

графике и

занятию по

контроль –

живописи

изобразительном

готовая работа,

у искусству

взаимоанализ

"Выразите

работ,

льные средства

выставка

графики" |

творческих

Методическая

работ, участие

разработка (6

в конкурсах

класс) по теме: |
Образовательная
социальная сеть
(nsportal.ru)
Итоговое

Практическое

Беседа,

занятие

занятие, беседа

итоговая

Презентация по

диагностика,

изобразительном

итоговая

у

выставка.

искусству."Крас
ота вокруг нас"
(infourok.ru)
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Формы аттестации для определения результативности освоения программы
«Изобразительное искусство» отражены в таблице (на выбор педагога):
Спектр

способов

и

форм Спектр способов и форм Спектр способов и форм
28

выявления результатов

фиксации результатов

предъявления

и

демонстрации результатов
- Беседа
- Опрос
- Наблюдение
- Обсуждение
- Праздничные
мероприятия
- Выставки
- Фестивали
- Конкурсы
- Итоговые занятия
- Диагностические игры
- Анализ
выполнения
программ
- Анкетирование
- Анализ
результатов
участия
детей
в
мероприятиях, в социальнозначимой деятельности
- Анализ приобретенных
навыков общения
- Самооценка
обучающихся

- Грамоты
- Дипломы
- Готовые работы
- Учет готовых работ
- Журнал
- Анкеты
- Тестирование
- Протоколы
диагностики
- Видеозапись
- Фото
- Отзывы (детей и
родителей)
- Статьи в прессе
Аналитические
справки
Методические
разработки

- Выставки
- Конкурсы
- Праздники
- Готовые изделия
- Отчеты
- Итоговые занятия
- Диагностические
карты
- Тесты
- Аналитические
справки

Оценка качества реализации программы включает в себя текущий контроль
обучения и промежуточную аттестацию в конце каждого полугодия каждого учебного года.
Итоговая аттестация по Программе не предусмотрена.
В качестве средств текущего контроля используются наблюдение, опрос, беседа.
Цель текущего контроля – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся.
В качестве средств промежуточной аттестации используются просмотр готовых
творческих работ, выставки, конкурсы, устное тестирование.
Цель промежуточной аттестации - проверяется уровень освоения детьми программы
за каждое полугодие.
Выявление достигнутых результатов осуществляется:
1) через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам
пройденного материала);
2) через отчётные просмотры законченных работ.
Тестирование
Разработаны тематические тестовые материалы для промежуточной аттестации по
каждому году обучения. Отслеживаются: уровень знаний теоретического материала,
29

степень овладения приёмами работы различными художественными материалами, умение
анализировать и решать творческие задачи, сформированность интереса обучающихся к
занятиям.
Оценка осуществляется по 10-балльной системе педагогом:
0-1 баллов выставляется за «неверный ответ»;
от 2 до 7 баллов – за «не во всём верный ответ»;
от 8 до 10 баллов – за «правильный ответ».
Тестовые материалы, выявляющие уровень теоретических знаний, обучающихся по
годам обучения, приведены в Приложении.
Отчетные просмотры законченных работ обучающихся
Во время отчетных просмотров по окончании каждого года обучения определяются,
прежде всего, практические умения и навыки обучающихся.
Разработана специальная таблица контроля практических умений и навыков
обучающихся во время итоговых просмотров творческих работ по окончании учебного года
(Приложение).
Формы подведения итогов реализации программы (оценочных материалов)
В качестве форм подведения итогов по программе используются: ИЗО-викторины,
ИЗО-конкурсы, участие в выставках и конкурсах различного уровня: муниципальных,
региональных, всероссийских, международных. Особо оценивается получение призовых
мест за участие в выставках и конкурсах.
Для учёта участия обучающихся в выставках и конкурсах используется таблица
(Приложение). Данная таблица показывает творческий рост ребёнка по мере прохождения
им образовательной программы.

30

3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – ФЗ).
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
3. Федеральный Закон от 31 июля 2020 г. №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р).
5. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года от 31 марта 2022г.
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г.
№

28

«Об

утверждении

санитарных

правил

СП

2.4.3648-20

«Санитарно-

эпидемиологические требования к организациям воспитания обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН).
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018
№ 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых».
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок).
31

9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей».
10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с

«Методическими

рекомендациями

по проектированию

дополнительных

общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК- 641/09 «О направлении
методических рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных

дополнительных

общеобразовательных

программ,

способствующих

социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»).
12. Постановление Правительства Свердловской области от 06.08.2019 г. № 503 ПП «О
системе персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на
территории Свердловской области».
13. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
26.06.2019

г. № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила

персонифицированного

финансирования

дополнительного

образования

детей

в

Свердловской области».
14. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области
от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035года».
15. Устав Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр
детского творчества» утверждённый постановлением Администрации городского округа
Верхотурский от 14.03.2022 г. № 173.
16. Положение о структуре, порядка разработки и утверждения дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в МБУ

ДО

«Центр детского

творчества» от 24.05.2022г., приказ № 135.
17. Учебный план МБУ ДО " Центр детского творчества ", утвержденный 29 августа
2022 г.
18. Производственным календарем при пятидневной рабочей неделе на 2024 и 2025 годы;
19. Годовой календарный учебный график МБУ ДО "Центр детского творчества " на 20242025 учебный год, утвержденный 23 мая 2024 г., приказ №192.

32

Литература использованная при составлении программы
1. Аджи А.В. Открытые мероприятия для детей. Образовательная область «Социально –
коммуникативное развитие». Практическое пособие. Воронеж: ООО «Метода», 2015. –
144 с.
2. Богунова Виктория, Игнатова Виктория «Шелковый джаз» серия «Лабиринты
вдохновений». Издательство «Формат-М»,2021г.-68 стр.
3. Быкова, М. А. Методика выполнения витража: учебное пособие / М. А. Быкова, Н. А.
Довнич; Министерство науки и высшего образования РФ, Иркутский национальный
исследовательский технический университет. – Иркутск: Издательство Иркутского
национального исследовательского технического университета, 2019. – 103 с.
4. Воробьева Н. Г. Точечная роспись. - Москва: «АСТ-Пресс», 2014 – 64 с.
5. Выгонов В.В. Технология. Изделия из разных материалов. (Серия «Учебно –
методический комплект») Москва. Издательство «Экзамен», 2013 – 63с.
6. Горский В. А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное
образование -2 изд.- М.; Просвещение, 2011. 111 с.
7. Гросул

Н.

В.,

Копцева

Т.А.,

Медкова

Е.

И.

Программы

дополнительного

художественного образования детей. Москва; Просвещение 2012 стр. 7 – 49,

стр.

182 – 224.
8. Давыдова Г.Н. 22 занятия по рисованию. Нетрадиционные техники. – М.; Издательство
СКРИПТОРИЙ 2003, 2016 год – 112с.
9. Дроздова В. С. Изобразительное искусство. 5кл.: поурочные планы. – Волгоград:
Учитель, 2012. – 127с.
10. Дыбина О.В. Творим, измеряем, преобразуем: игры – занятия. 2 изд. исправленное.- М.;
ТЦ Сфера, 2016. – 128 с.
11. Зотова Надежда Викторовна «Батик – роспись по ткани». Учебник для вузов.
Специальная литература. Издательство: «Планета музыки», 2019г.- 96 стр.
12. Малыхина Л. Б. Проектирование и анализ учебного занятия в системе дополнительного
образования детей. Волгоград: Учитель ,2015, - 171 с.
13. Роспись по шелку. – М.: Издательство «ОВА-Пресс», 2015. - 47с.
14. Рутковская А.А. «Рисование в начальной школе». – СПб.: «Издательский Дом «Нева»;
М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2003.- 192с. (Серия «Золотая коллекция начальной школы»).
15. Пожарская А. В. Изобразительное искусство. 2 – 8 классы. Создание ситуации успеха. –
Изд.2. – Волгоград: Учитель, 2016. – 134с.
33

16. Свешникова Л.В. Рефлексивные техники эмоционального состояния детей. – Волгоград:
Учитель 2015, -79 с.
17. Секачев В. «Руководство для живописи на фарфоре, эмали, стекле, майолике».
Издательство: В.Секачев, 2019г. -170 стр.
18. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. –
СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2013. – 96 с.
19. Третьякова Л.В., Хромова И.В., Коган М. С. Работа с семьей в учреждениях
дополнительного образования: аукцион методических идей. – Волгоград; Учитель, 2014.
20. Шевченко М. А. Психологические цветовые и рисуночные тесты для взрослых и детей.
– Москва: Издательство АСТ, 2016. – 128 с.
21. Шейкина Е. А., Вагина Л. А. Итоговая аттестация обучающихся в учреждениях
дополнительного образования: организация, рекомендации. Волгоград; Учитель, 2016. –
80 с.
22. Шпикалова Т.Я., Л.В.Ершова, Г.А.Поровская «Изобразительное искусство. Рабочие
программы. Предметная линия учебников Т.Я.Шпикаловой, Л.В.Ершовой 1-4 классы».
– 3-е изд.- М.:Просвещение, 2019.-192с.
23.
Литература для обучающихся и родителей:
1. Астахов Ю.А. 50 великих русских художников. М.: «Белый город»-2012.-105с
2. Белашов А. М. Как рисовать животных. – М.: Юный художник, 2012.- 132с.
3. Зицер Дима «О бессмысленности воспитания подростков». Серия: Родителям о детях.
Детская психология. Издательство: Питер, 2019 г.
4. Кононенко Р. Н. Великие художники.- М.:ООО Издательский дом « Комсомольская
правда» -группа «Сегодня» 2012 – 48с.
5. Мелия Марина «Отстаньте от ребенка!». Серия: Простые правила мудрых родителей.
Детская психология. Издательство: Бомбора,2020г.
Используемые интернет-ресурсы:
1. http://luntiki.ru/blog/umnica/1152.html
2. http://festival.1september.ru/articles/213616/
3. https://vitroart.ru/articles/
4. Роспись по стеклу. Пошаговые мастер-классы с фото (masterclassy.ru)
5. Книга: "Роспись одежды" - Александра Красюкова. Купить книгу, читать рецензии |
ISBN 978-5-462-01763-6 | Лабиринт (labirint.ru)
6. Викторина «Азбука безопасности». (multiurok.ru)
34

7. Презентация на тему : Колорит. теплая и холодная гамма. (infourok.ru)
8. Конспект занятия " серо - черный мир красок " - дошкольное образование, уроки
(kopilkaurokov.ru)
9. книги,журналы для любителей росписи | Записи в рубрике книги,журналы для
любителей росписи | Дневник GALABEST : LiveInternet - Российский Сервис ОнлайнДневников

Приложение
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
художественной направленности
«Акварелька»
Приложение №1
Тестовые задания для мониторинга и оценки качества учебных достижений по
изобразительному искусству
Тесты по оценке качества знаний по ИЗО
«Проектирование и разработка тестовых заданий для мониторинга и оценки качества
учебных достижений».
Тестовые задания
объединения ИЗО
общеразвивающей
искусство». Данная
художественного

разработаны с целью тестирования обучающихся творческого
МБУ ДО ЦДТ
по дополнительной общеобразовательной
программе художественной направленности «Изобразительное
программа создана на основе развития традиций российского
образования,
проходит
апробацию.

Цель: мониторинг
образовательной

и

оценка качества учебных достижений обучающихся
по
программе
"
Изобразительное
искусство».

Задачи:
- установить уровень индивидуальных учебных достижений обучающихся;
- обучить работать с тестами открытой и закрытой формы, на установление соответствия и
правильной последовательности;
- приучать к анализу воспринимаемой информации;
- формировать культуру работы с тестовым материалом.
Программа « Акварелька» модифицированная, составлена в соответствии с требованиями
программ, рекомендованных Министерством образования и науки РФ. Актуальность
содержания программы состоит в том, чтобы дать детям проявить себя, творчески
раскрыться в области изобразительного искусства. Педагогическая задача – разбудить в
каждом ребенке стремление к художественному самовыражению и творчеству, добиться
35

того, чтобы работа вызывала чувство радости и удовлетворения. Обучение осуществляется
по индивидуальному выбору ребёнком и его родителями.
Обучение по программе предусматривает различные виды контроля результатов обучения:
1. Текущий, который осуществляется на каждом занятии педагогом, предполагает
совместный просмотр выполненных изделий, их коллективное обсуждение, выявление
лучших работ. Такая форма позволяет воспитанникам оценивать не только чужие работы,
но и свои.
2. Промежуточный и Итоговый, где происходит качественная оценка деятельности
воспитанников в объединении.
В конце первого полугодия и в конце учебного года проводится мониторинг обучающихся,
проверка уровня знаний по трём уровням освоения программы:
«В» - высокий, освоение программы более 70%;
«С» - средний, освоение программы более 50%;
«Н» - низкий, освоение программы менее 50%..
Инструкция для учащихся
1. Назначение теста – контроль по результатам обучения в течение года по программе
«Акварелька» 1год обучения.
Ваш успех зависит от Вашей собранности и настойчивости.
На выполнение работы дается ограниченное время.
Прежде чем начать отвечать, вникните в смысл задания.
Не задерживайтесь слишком долго на одном задании, переходите к другому.
2. Правила заполнения бланков для ответов.
Вы получили комплект материалов, состоящий из теста и бланка для ответов. Внимательно
послушайте правила заполнения бланков:
- на бланке ответов запишите свою фамилию и имя,
- заполните дату выполнения работы.
Для выполнения заданий вам достаточно простого карандаша и стирательной резинки, на
тот случай, если вы вдруг ошибётесь.

36

Приложение №1.1
Тестовые материалы для промежуточного и итогового контроля на выявление
уровня знаний теоретического материала ИЗО
Первый год обучения. Промежуточная диагностика.
Инструкция. В «Бланке ответов» обведи кружком букву, соответствующую правильному
варианту ответа.
1.Вопрос. Холодный цвет – это Варианты ответа:
А
Б
В
Г
Д
1.
желтый
оранжевый
розовый
синий
красный
Правильный ответ: Г - синий
2. Вопрос. Тёплый цвет – это
А
Б
2.
зеленый
голубой
Правильный ответ: Д - красный

В
синий

Г
фиолетовый

Д
красный

3.Вопрос. Небольшая тонкая и лёгкая пластинка с небольшими углублениями, на
которой художник смешивает краски в процессе работы – это
3.
А
Б
В
Г
Д
стек
паспарту
палитра
ватман
панно
Правильный ответ: В - палитра;
4. Вопрос. Подставка на ножках, обычно деревянная, на которой художник помещает
во время работы свою картину или рисунок – это
4.
А
Б
В
Г
Д
скульптура
макет
станок
стек
мольберт
Правильный ответ: Д – мольберт
5.Вопрос. Краски, которые любят воду – это
5.
А
Б
В
Г
Д
уголь
сангина
темпера
пастель
акварель
Правильный ответ: Д – акварель
6.Вопрос. Мягкий и хрупкий художественный материал, в составе которого есть воск
- это:
37

6.

А
карандаши

Б
восковые мелки

В
Г
фломастеры гелевые ручки

Д
маркеры

Правильный ответ: Б – восковые мелки
7.Вопрос. Картина, изготовленная из цветной бумаги методом приклеивания деталей
на лист - это
8.
А
Б
В
Г
Д
витраж
аппликация
батик
стенд
плакат
Правильный ответ: Б - аппликация

Первый год обучения. Итоговая диагностика.
Инструкция. В «Бланке ответов» обведи кружком букву, соответствующую правильному
варианту ответа.
1.Вопрос. Холодный цвет – это Варианты ответа:
А
Б
В
Г
Д
1.
коричневый
оранжевый
желтый
фиолетовый
красный
Правильный ответ: Г - фиолетовый
2. Вопрос. Тёплый цвет – это
А
Б
2.
зеленый
голубой
Правильный ответ: Д - желтый

В
синий

3.Вопрос. Палитра нам нужна, чтобы
3.
А
Б
В
Рисовать на
Для порядка Смешивать
ней
на столе
краски
Правильный ответ: В – смешивать краски

Г
фиолетовый

Д
желтый

Г

Д

4. Вопрос. Подставка на ножках, обычно деревянная, на которой художник помещает
во время работы свою картину или рисунок – это
4.
А
Б
В
Г
Д
скульптура
макет
станок
стек
мольберт
Правильный ответ: Д – мольберт
5.Вопрос. Эти краски разводят водой, на листе образуют прозрачный слой
5.
А
Б
В
Г
Д
уголь
сангина
темпера
пастель
акварель
Правильный ответ: Д – акварель
6.Вопрос. Мягкий и хрупкий художественный материал, в составе которого есть воск,
используется в смешанной технике с акварелью - это:
6.
А
Б
В
Г
Д
карандаши
восковые мелки фломастеры гелевые ручки
маркеры
38

Правильный ответ: Б – восковые мелки
7.Вопрос. Человек, создающий произведения искусства - это
8.
А
Б
В
Г
доктор
художник
учитель
военный

Д
космонавт

Правильный ответ: Б - художник

Фамилия, имя обучающегося объединения»Акварелька2
_______________________________________________________________________________
Первый год обучения Ответы тест Промежуточный
Вопрос №
1
А
Б
В
2
А
Б
В
3
А
Б
В
4
А
Б
В
5
А
Б
В
6
А
Б
В
7
А
Б
В

дата________________________
Г
Г
Г
Г
Г
Г
Г

Д
Д
Д
Д
Д
Д
Д

Результат____________________________________________________________________
Первый год обучения Ответы тест Итоговый
Вопрос №
1
А
Б
2
А
Б
3
А
Б
4
А
Б
5
А
Б
6
А
Б
7
А
Б

дата_______________________
В
В
В
В
В
В
В

Г
Г
Г
Г
Г
Г
Г

Д
Д
Д
Д
Д
Д
Д

Резульльтат___________________________________________________________________
Критерии оценки теста по Изобразительному искусству:
За каждое правильно выполненное задание теста выставляется 10 баллов
Тест имеет 7 заданий
Результат:
В – высокий - обучающийся набрал 50--70 баллов (освоение программы более 70%)
39

С - средний – обучающийся набрал 35 - 50 баллов (освоение программы более 50%)
Н – низкий - обучающийся набрал 0 - 35 баллов (освоение программы менее 50% - это
ниже среднего)

Приложение № 2
Таблица контроля практических умений и навыков обучающихся во время итоговых
просмотров по окончании учебного года.
№

Фамилия,

Замечания

имя

Раздел программы

рекоменда по 10-

ребёнка

ции
Графика

Живопись

Оценка

Подпис
ь

балльно

Декоратив

й

но-

системе

педагог
а

прикладное
творчество

Приложение № 3
Таблица учёта участия обучающихся в конкурсах и выставках
Фамилия, имя
обучающегося

Дата

Название

Название работы

конкурса,

(художественный

выставки

материал)

Результат

Приложение № 4
Матрица программы
40

Уровн

Целевые

Обл

Планируем

Формы и

Формы

Методы

и

установки

асть

ые

методы

обучени

обучения

освоен

зада

результаты

диагности

я

ия

ч

Технологии

ки

програ
ммы
1

2

Старт
овый

3

4

5

6

7

8

Развитие

Общее

Для

Посеще

Интеракт

Игровые,

интереса

представле

оценивани

ние

ивные

технологии

детей к

ние об

я

выставо

методы

развивающег

окружающ

изучаемой

динамики

к

обучения

о обучения

ему миру,

предметно

освоения

готовых

(ролевые

личностно-

приобретен

й области.

программ

работ,

игры,

ориентирова

ие опыта

Опыт

ы

встречи

метод

нного

практическ

деятельнос

проводитс

с

проектов

обучения,

ой

ти по

я

интерес

,

педагогика

деятельнос

образцу.

промежуто

ными

профиль

сотрудничес

ти.

Первичный

чная и

людьми,

ные

тва,

Получение

интерес к

итоговая

игры,

экскурси

диалогового

общих

предметно

диагности

меропри

ис

обучения,

представле

й

ка.

ятия.

«погруж

информацио

ний о

деятельнос

Текущая

ением» в

нно-

предметно

ти.

диагности

й области.

Первичные

ка

. Особое

вные

Ознакомле

основы

осуществл

внимани

технологии,

ние детей с

ключевых

яется в

е

здоровьесбер

широким

личностны

процессе

уделяетс

егающие

набором

х

проведени

я

технологии.

видов

компетенц

я занятия и

рефлекц

деятельнос

ий:

направлен

ии.

ти.

общекульт

а на

Создание

урных,

закреплен

первоначал

учебно-

ие

ьной

познавател

теоретичес

практику коммуникати

41

основы для

ьных,

кого

индивидуа

информаци

материала

лизации

онных,

и на

дальнейше

коммуника

формирова

го

тивных,

ние

обучения.

социально-

практичес

Развитие

трудовых.

ких

активности

умений.

,

Итоговая

инициатив

диагности

ы,

ка

индивидуа

проводитс

льности,

я в конце

творческих

обучения

способност

при

ей.

предъявле

Формирова

нии

ние основ

ребенком

личностны

результата

хи

обучения,

социальны

предусмот

х

ренного

компетенц

программо

ий

й.

Базов

Сформиро

Посеще

Интеракт

Игровые,

ый

вана

ние

ивные

технологии

система

выставо

методы

развивающег

ЗУН

к

обучения

о обучения

готовых

(ролевые

личностно-

работ,

игры,

ориентирова

встречи

метод

нного

с

проектов

обучения,

интерес

,

педагогика

ными

профиль

сотрудничес
42

людьми,

ные

тва,

игры,

экскурси

диалогового

меропри

ис

обучения,

ятия,

«погруж

информацио

соревно

ением» в

нно-

вания,

практику коммуникати

конкурс

. Особое

вные

ы,

внимани

технологии,

защита

е

здоровьесбер

проекто

уделяетс

егающие

в,

я

технологии.

портфол

рефлекц

ио.

ии

Приложение № 5
Календарный учебный график 2025-2026. Год обучения: первый..
№
п/
п

Месяц

Число

1

сентяб
рь

2

2

сентяб
рь
сентяб
рь
сентяб
рь

9

3
4

5
6
7

сентяб
рь
сентяб
рь
сентяб
рь

12
16

19
23
26

Форм
а
занят
ия
групп
овая

Колво
часо
в
2

Тема занятия

Форма
контроля
Собеседование. Начальная
диагностика. Викторина

2

Вводное занятие.
Техника
безопасности.
Живопись.
Гармония цвета.
Гармония цвета.

групп
овая
групп
овая
групп
овая

2

2

Гармония цвета.

групп
овая
групп
овая
групп
овая

2

Гармония цвета.

2

Гармония цвета.

2

Гармония цвета.

Устный опрос. Выполнение
практической работы.
Устный опрос. Выполнение
практической работы.
Устный контроль знаний
(опрос), практический
контроль - готовая работа.
Анализ работ
Устный опрос. Выполнение
практической работы.
Устный опрос. Выполнение
практической работы.
Устный контроль знаний
(опрос), практический
контроль - готовая работа.
Анализ работ
43

сентяб
рь
октябр
ь
октябр
ь
октябр
ь

30

групп
овая
групп
овая
групп
овая
групп
овая

2

Контраст цвета.

2

Контраст цвета.

2

Контраст цвета.

2

Контраст цвета.

октябр
ь
октябр
я
октябр
ь

14

групп
овая
групп
овая
групп
овая

2

Контраст цвета.

2

Цветные кляксы в
технике «монотипия».
Цветные кляксы в
технике «монотипия».

24

18

октябр
ь
октябр
ь
октябр
ь
ноябрь

групп
овая
групп
овая
групп
овая
групп
овая

2

19

ноябрь

7

групп
овая
групп
овая
групп
овая
групп
овая

2

Пропорции.

20

ноябрь

11

2

Пропорции.

21

ноябрь

14

2

Пропорции.

22

ноябрь

18

2

21

групп
овая

2

Плоскостное и
объёмное
изображение.
Плоскостное и
объёмное
изображение.

23

ноябрь

24

ноябрь

25

групп
овая

2

25

ноябрь

28

групп
овая

2

26

декабр
ь
декабр
ь

2

групп
овая
групп
овая

2

8
9
10
11

12
13
14

15
16
17

27

3
7
10

17
21

28
31
5

5

2

2
2
2

2

Цветные кляксы в
технике «монотипия».
Цветные кляксы в
технике «монотипия».
Цветные кляксы в
технике «монотипия».
Графика.
Пропорции.

Плоскостное и
объёмное
изображение.
Плоскостное и
объёмное
изображение.
Рисование с натуры и
по памяти.
Рисование с натуры и
по памяти.

Устный опрос. Выполнение
практической работы.
Устный опрос. Выполнение
практической работы.
Устный опрос. Выполнение
практической работы.
Устный контроль знаний
(опрос), практический
контроль - готовая работа.
Выставка работ, участие в
конкурсах.
Устный опрос. Выполнение
практической работы.
Устный опрос. Выполнение
практической работы.
Устный контроль знаний
(опрос), практический
контроль - готовая работа
Устный опрос. Выполнение
практической работы.
Устный опрос. Выполнение
практической работы.
Устный опрос. Выполнение
практической работы.
Устный контроль знаний
(опрос), практический
контроль - готовая работа.
Анализ работ
Устный опрос. Выполнение
практической работы.
Устный опрос. Выполнение
практической работы.
Устный опрос. Выполнение
практической работы.
Устный опрос. Выполнение
практической работы.
Устный контроль знаний
(опрос), практический
контроль – готовая работа,
мастер - класс
Устный опрос. Выполнение
практической работы.
Устный опрос. Выполнение
практической работы.
Устный опрос. Выполнение
практической работы.
Устный опрос. Выполнение
практической работы.
44

28

декабр
ь

9

групп
овая

2

Рисование с натуры и
по памяти.

29

декабр
ь
декабр
ь

12

групп
овая
групп
овая

2

Рисование с натуры и
по памяти.
Рисование с натуры и
по памяти.

декабр
ь
декабр
ь

19

групп
овая
групп
овая

2

26

2

Образ дерева.

35

январь

16

2

Образ дерева.

36

январь

20

групп
овая
групп
овая
групп
овая
групп
овая

2

34

декабр
ь
январь

Рисование с натуры и
по памяти.
Декоративноприкладное
искусство. Образ
дерева.
Образ дерева.

2

37

январь

23

групп
овая

2

38

январь

27

групп
овая

2

39

январь

30

групп
овая

2

40

феврал
ь
феврал
ь
феврал
ь

3

групп
овая
групп
овая
групп
овая

2

Декоративная
композиция с
элементами УралоСибирской росписи.
Декоративная
композиция с
элементами УралоСибирской росписи.
Декоративная
композиция с
элементами УралоСибирской росписи.
Декоративная
композиция с
элементами УралоСибирской росписи.
Времена года.
Пейзаж
Времена года.
Пейзаж
Времена года.
Пейзаж

групп
овая
групп
овая
групп

2

30

31
32

33

41
42

43
44
45

феврал
ь
феврал
ь
феврал

16

23

13

6
10

13
17
20

2

2

2
2

2
2

Времена года.
Пейзаж
Времена года.
Пейзаж
Времена года.

Устный контроль знаний
(опрос), практический
контроль – готовая работа,
взаимоанализ работ,
выставка творческих работ
Устный опрос. Выполнение
практической работы
Устный контроль знаний
(опрос), практический
контроль - готовая работа
Устный опрос. Выполнение
практической работы
Устный опрос. Выполнение
практической работы
Устный опрос. Выполнение
практической работы
Устный опрос. Выполнение
практической работы
Устный опрос. Выполнение
практической работы
Устный контроль знаний
(опрос), практический
контроль - готовая работа,
анализ работ.
Устный опрос. Выполнение
практической работы
Устный опрос. Выполнение
практической работы
Устный опрос. Выполнение
практической работы
Устный опрос. Выполнение
практической работы
Устный опрос. Выполнение
практической работы
Устный контроль знаний
(опрос), практический
контроль - готовая работа,
участие в конкурсе
Устный опрос. Выполнение
практической работы
Устный опрос. Выполнение
практической работы
Устный опрос. Выполнение
45

46

ь
феврал
ь

24

27

48

феврал
ь
март

49

март

6

50

март

10

51

март

13

52

март

17

53

март

20

54

март

24

55

март

27

56

март

31

57

апрель

3

58

апрель

7

59

апрель

10

60

апрель

14

61

апрель

17

62

апрель

21

63

апрель

24

64

апрель

28

65

апрель

30

47

3

овая
групп
овая

2

групп
овая
групп
овая

2

групп
овая
групп
овая

2

групп
овая
групп
овая
групп
овая
групп
овая
групп
овая
групп
овая

2

групп
овая
групп
овая

2

групп
овая
групп
овая
групп
овая

2

групп
овая
групп
овая
групп
овая
групп

2

2

2

2
2
2
2
2

2

2
2

2
2
2

Пейзаж
Художественное
конструирование.По
луплоскостные
изделия.
Полуплоскостные
изделия.
Полуплоскостные
изделия.
Полуплоскостные
изделия.
Объёмные
композиции.
Объёмные
композиции.
Объёмные
композиции.
Объёмные
композиции.
Сувенирные
открытки.
Сувенирные
открытки.
Сувенирные
открытки.

практической работы
Устный опрос. Выполнение
практической работы
Устный опрос. Выполнение
практической работы
Устный контроль знаний
(опрос), практический
контроль - готовая работа,
выставка работ
Устный опрос. Выполнение
практической работы
Устный контроль знаний
(опрос), практический
контроль - готовая работа
Устный опрос. Выполнение
практической работы
Устный опрос. Выполнение
практической работы
Устный опрос. Выполнение
практической работы
Устный опрос. Выполнение
практической работы
Устный опрос. Выполнение
практической работы
Устный контроль знаний
(опрос), практический
контроль - готовая работа,
мастер – класс
Устный опрос. Выполнение
практической работы
Устный опрос. Выполнение
практической работы

Сувенирные
открытки.
Выразительные
возможности в
графике и живописи.
Линия горизонта.
Линия горизонта.
Устный опрос. Выполнение
практической работы
Линия горизонта.
Устный опрос. Выполнение
практической работы
Линия горизонта.
Устный контроль знаний
(опрос), практический
контроль - готовая работа,
взаимоанализ работ.
Линия горизонта.
Устный опрос. Выполнение
практической работы
Композиционный
Устный опрос. Выполнение
центр.
практической работы
Композиционный
Устный опрос. Выполнение
центр.
практической работы
Композиционный
Устный контроль знаний

46

овая

66

май

5

67

май

8

68

май

12

69

май

15

70

май

19

71

май

21

72

май

22

центр.

групп
овая
групп
овая
групп
овая
групп
овая
групп
овая
групп
овая

2

2

Композиционный
центр.
Композиционный
центр.
Ритм и движение.

2

Ритм и движение.

2

Ритм и движение.

2

Ритм и движение.

групп
овая

2

«В мире искусства».
Обобщение знаний
«Чему мы научились
за год».

2

(опрос), практический
контроль - готовая работа,
дидактическая игра
Устный опрос. Выполнение
практической работы
Устный опрос. Выполнение
практической работы
Устный опрос. Выполнение
практической работы
Устный опрос. Выполнение
практической работы
Устный опрос. Выполнение
практической работы
Устный контроль знаний
(опрос), практический
контроль - готовая работа,
выставка творческих работ.
Беседа, итоговая
диагностика.

47


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».